![[personal profile]](https://www.dreamwidth.org/img/silk/identity/user.png)


Я уже довольно долго собиралась перечитать всего
![[livejournal.com profile]](https://www.dreamwidth.org/img/external/lj-userinfo.gif)
Итак, вот в чем состоят мои претензии:
Во-первых – и в самых главных! – в книгах про Эраста Петровича нет юмора. Вообще. Все тексты просто-таки убийственно серьезные, что само по себе в общем-то вроде и не является недостатком, но когда читаешь подряд десять произведений одного и того же автора, отсутствие черноюморной или даже самой простенькой шутки очень ощущается. Хочется повторить фразу одного известного киношного персонажа – Why so serious? Неужели мы не знаем примеров литературных произведений, которые повествуют о серьезных, совсем даже не комедийных вещах, но юмор в них тем не менее присутствует и очень украшает всяческие трагизмы-драматизмы? Полагаю, в данном случае виноват именно тот факт, что я читала Акунина не с перерывами на год-полтора-два, что проходили между выходом книг Фандоринской серии, а залпом, за три месяца. Зато картина в этом случае сложилась более полная, и мне как человеку, очень ценящему в людях вообще и писателях в частности чувство юмора, приходится сказать – Акунин этого великого чувства, видимо, слегка лишен.
Во-вторых, мне не нравится то, что девяносто процентов книг написано не от лица главгероя Эраста Петровича, а от имени других персонажей, иногда даже злодеев. В "Турецком гамбите" центральной героиней является некая Варя Суворова, в "Декораторе" треть текста содержит мысли маньяка, треть - размышления губернского секретаря Тюльпанова, в "Пиковом валете" слишком много афериста Момуса, в "Смерти Ахиллеса" - киллера Ахимаса, "Статский советник" делает резкий крен в сторону революционеров, "Коронация" полностью рассказана от имени лакея Зюкина, "Любовник смерти" вещает голосом хитровского воришки Сеньки, а "Любовница смерти" – провинциальной дурочки Марьи Мироновой.
Понимаю, что такой прием позволяет нам, читателям, понять, что автор молодец, может вести повествование от лица самых разных людей, любых сословий и обоих полов. Но кто является центральным действующим лицом сериала? Правильно, Эраст Петрович. Тогда зачем мне так подробно знать, что думает и чувствует революционер Грин или аферист Момус? Более-менее удачно с этой точки зрения написана "Алмазная колесница", которую я считаю самой лучшей книгой серии – Фандорин там практически везде, второстепенные персонажи не лезут с редкостной назойливостью со своими мыслями и переживаниями на передний план, плюс интересный японский антураж и всякие ниндзя :). В остальных книгах болтология посторонних персонажей просто зашкаливает.
В-третьих, у Акунина категорически не получаются женские персонажи – не те, что мелькнут где-то в паре абзацов и канут в Лету, а такие, с которыми у Эраста Петровича либо случается амур, либо он с ними постоянно общается на протяжении всей книги. Варя из "Турецкого гамбита", Ангелина из "Декоратора", Игла из "Статского советника", Коломбина из "Любовницы смерти", Смерть из "Любовника смерти" – все они вызывают у меня жуткое, непреодолимое раздражение (и не забывайте, какую малахольную актрисульку Григорий Шалвович подсунул постаревшему Фандорину в "Весь мир театр"!).
Первая поперлась за женихом, которого не любила ни секунды, но внушила себе что-то там такое восторженно-возвышенное, на войну и только путалась под ногами у участников шпионской истории. Вторая оказалось религиозной фанатичкой, после казни Фандориным маньяка ушедшая в монастырь (а прежде не желавшая за него замуж, хотя тот несколько раз звал). Третья – засушенная революционерка; тип, которого я от души презираю. Знали бы все эти студенты в подпольных кружках, какая мразь придет – их стараниями, между прочим! – на смену царю, кидали бы они бомбы в представителей власти? Четвертая, иркутская дурочка, побила все рекорды – приехав в Москву, назвалась Коломбиной, нацепила на себя клоунские наряды, навесила на шею ужа (подражание, видите ли, Клеопатре) и вступила в кружок самоубийц, да еще и незамедлительно стала любовницей руководителя кружка. Пятая, Смерть, недалеко ушла от Коломбины – вообразила, что ее любовь губительна для всех мужчин, и стала крутить романы исключительно с самым распоследними хитровскими уголовниками. Санитарка леса, типа %0.
Неужели Эраст Петрович не заслужил ни одной нормальной, вменяемой дамы? (О-юми из "Алмазной колесницы" не совсем в счет, ибо она была очень необычная девица). И снова не могу не вспомнить актрисульку эту невозможную! Почему, почему Акунин не описал женщину не без недостатков (а у кого их нет?), но не набитую дуру и не экзальтированную идиотку? Уже не первый раз убеждаюсь, что есть писатели, у которых образы героев противоположного авторскому пола получаются совершенно ненатуральными. Акунин, увы, принадлежит к их числу – мужчины у него колоритные и даже красочные (и злодеи тоже), а вот женщины – тихий и кромешный ужас...
В-четвертых, читателю хотя бы иногда хочется хэппи-энда. В фандоринской серии все книги заканчиваются феноменальными обломами – злодеи либо не пойманы вовсе, либо пойманы и вроде даже наказаны, но судьба (в лице Акунина) все равно поворачивается к Эрасту Петровичу отнюдь не фасадной стороной. Сколько можно читать , как весь такой умный, красивый, умелый и вообще практически ниндзя Фандорин опять – в очередной раз - остался несолоно хлебавши у разбитого корыта? Книги, подобные фандоринской серии, должны развлекать (лекарство от скуки и все такое), но читатель в итоге не должен оставаться разочарованным! Как оставалась я, одолев очередную Акунинскую книжку.
Есть произведения, которые можно перечитывать много лет, каждый раз получая такое же удовольствие, как и в первый раз, и даже находя что-то новое – исходя из приобретаемого опыта. А есть произведения, которые по прочтении после длительного перерыва оставляют только чувство обескураженности и огорчения. Фандоринская серия, как оказалось, принадлежит ко второй категории. Несмотря на прекрасно стилизованный под те давнишние годы язык, несмотря на отличное знание исторических нюансов и реалий общее ощущение от приключений Эраста Петровича такое – эх, батенька, а книжки-то эти теперь совсем не радуют... Осмелюсь даже сказать, что местами мне было откровенно скучно (не говорю уже о дико раздражающих женских персонажах). Подозреваю, что больше я перечитывать фандоринскую серию не буду. Ежели Акунин напишет продолжение, я с ним обязательно ознакомлюсь (недавние "Сокол и ласточка" оказались вполне приличным приключенческим романом для детей и юношества, правда, "Квест" разочаровал) – интересно, какие еще гадости он придумает для несчастного Эраста Петровича и какую очередную дуру ему подсунет – но перечитывать? Увольте.
Общее ощущение от всей серии – слабенькая, бледноватая четверка.